27.07.10
13:14
Армения - ЕС: Две стороны одной медали

Евроинтеграция с начала независимости Армении является приоритетной задачей внешней политики республики.

Капнем в историю создания Европейского Союза, которая корнями исходит ко Второй мировой войне. Центральной идеей создания Организации является недопущение повторения подобных кровавых и деструктивных событий в истории Европы.

Отцом Евросоюза считается министр иностранных дел Франции Роберт Шуман, который 9 мая 1950 года представил план углубленного сотрудничества между европейскими странами. Позже 9 мая европейцы стали отмечать как «День Европы».  Его предложение, известное как «Декларация Шумана», считается свидетельством о рождении Организации.

Почти через год, 18 апреля 1951 года, шесть западноевропейских стран (Германия. Франция, Италия, Нидерланды, Бельгия и Люксембург) подписали Парижский договор о создании Европейского объединения угля и стали (ЕОУС). В 1957 году они решили расширить сотрудничество и подписали Римский договор о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Евратома. До 1967 Организация называлась Европейское экономическое сообщество (ЕЭС). C ноября 1993 – Европейский Союз. Название «Европейские сообщества» часто употребляется применительно ко всем этапам развития ЕС.

Первым реальным шагом сближения Армении и ЕС является подписанное 22 апреля 1996 Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Арменией и Евросоюзом, которое вступило в силу с 1 июля 1999 года после ратификации в Национальном Собрании Армении и в соответствующих европейских структурах. Такие соглашения были подписаны со всеми странами СНГ, кроме Таджикистана, при этом соглашения с Беларусью и Туркменистаном так и не вступили в силу. Это стало первым шагом на пути к евроинтеграции Армении.

В 2003 году на встрече с руководством ЕС в Брюсселе президент Армении Роберт Кочарян заявил о намерении реформировать общественную жизнь Армении в соответствии с европейскими принципами и стандартами.

В 2003 году, накануне самого масштабного в истории ЕС расширения и включения в его состав 10 новых государств-членов, Еврокомиссия приняла документ «Расширенная Европа – Новое соседство», на основании которого в 2004 году была утверждена программа «Политики европейского соседства». В нее были включены все три государства Южного Кавказа.

С целью установления приоритетов дальнейшего двустороннего сотрудничества и разработки соответствующего совместного Плана действий, между Арменией и ЕС состоялись три раунда двусторонних переговоров (I этап - 28-го ноября 2005г. в Ереване, II этап - 6-7-го марта  2006г. в Брюсселе, III этап- 3-го мая 2006г. в Ереване).

В результате 3 раундов переговоров 14 ноября 2006г. в Брюсселе был принят и подписан совместный План действий между Арменией и ЕС.

В 2008 году ЕС предложил Армении новую программу сближения – Восточное партнерство. В Восточное партнерство приглашаются Армения, Азербайджан, Грузия, Молдавия, Украина и Белоруссия. Программа предлагает  расширение сотрудничества как с шестью  конкретными странами, так и между ними на основе Европейской политики соседства через реализацию конкретных проектов.

Переговоры об ассоциативном членстве Армении в ЕС стартовали 19 июля 2010. Основная цель соглашения - установление более тесных политических связей между Евросоюзом и шестью участниками программы, а также постепенная экономическая интеграция.

Соглашение, предусматривающее либерализацию торговли и упрощение визового режима, считается первым шагом к вступлению страны в Европейский Союз. Но в том-то и дело, что договор, в заголовке которого есть слово «ассоциация», не обязательно открывает такую перспективу. Например, такой договор подписан с Турцией в 1963 году. Ассоциативными членами ЕС являются страны Тихоокеанского и Карибского бассейнов, а также страны Африки, которым вряд ли светит перспектива стать членом ЕС.  

Важно то, что будет написано в самом договоре об ассоциации. Например, в соглашении об ассоциации с Албанией написано: «Напоминая о готовности Европейского Союза к максимально возможной интеграции Албании в основное политическое и экономическое движение Европы и о ее статусе потенциального кандидата на членство в Европейском Союзе на основании договора о Европейском Союзе и выполнении критериев, определенных Европейским Советом в июне 1993, при условии успешного выполнения этого соглашения прежде всего в сфере регионального сотрудничества».

Однако в соглашениях с Венгрией, Польшей и другими восточноевропейскими странами о перспективе вхождения в ЕС говорилось и в преамбулах, и в первых статьях. «Имея в виду, что членство в сообществе является окончательной целью Венгрии, и что настоящая ассоциация с точки зрения сторон поможет достижению этой цели».

Создание ассоциации с Евросоюзом требует наднационального органа, каким является Совет ассоциации. Отличие такого совета от Совета по вопросам сотрудничества, который предусмотрен соглашениями ЕС с Арменией и другими странами СНГ, в том, что решения первого обязательны, а второго – носят рекомендательный характер.

Так, в Соглашении о сотрудничестве и партнерстве Армении и ЕС написано: «Совет по вопросам сотрудничества может выносить необходимые рекомендации по согласованию между двумя Сторонами».

А вот, например, в Соглашении об ассоциации между Тунисом и ЕС говорится: «Совет Ассоциации для достижения целей настоящего Соглашения обладает полномочиями принимать решения по вопросам, оговоренным в Соглашении. Решения являются обязывающими для сторон, которые примут необходимые меры для их имплементации».

Соглашение об ассоциации предполагает также Договор о свободной торговле между странами, что включает отмену пошлин на импорт армянских товаров в ЕС и наоборот.

После подписания договора Армения не будет в праве взимать пошлины с импортируемых товаров, и должна будет открыть свой рынок не только для промышленных и сельскохозяйственных продуктов из ЕС, но и для инвестиций, услуг и общественного материально-технического снабжения. Из-за запрета пошлин на импортные товары Армения может потерять значительную часть государственных доходов, а местным производителям придется конкурировать с европейскими как в Армении, так и в странах ЕС.

Между прочим, ЕС является крупнейшим торговым партнером Армении, так внешнеторговый оборот Армении со странами ЕС по итогам января-апреля 2010 года составил $454,5 млн., увеличившись на 38,5% по сравнению с аналогичным показателем прошлого года. На долю стран ЕС за отчетный период пришлось 32,3% всего внешнеторгового оборота Армении.

Тем не менее, договор об ассоциации является существенным шагом ко вступлению Армении в ЕС, предполагающим демократизацию всех общественно-политических сфер Армении.

Айк Арменян

NEWS.am


Загрузка...
Загрузка...

 
 


Концерт Тиграна Амасяна в Москве


По данным ЦБ от 20/06/2011
366.08
496.51
12.52

«Поющие пистолеты» ушли с молотка $5,8 млн

HAYINFO.RU on Facebook

Посол Армении в РФ
Консульство Армении в РФ

 

Все права защищены © 2006-2011. При полном или частичном использовании материалов ссылка на "Hayinfo.ru" обязательна. Информационно-аналитический портал Армении
Изображение 11 из 47