пятница, 27 ноября 2009 rss feed favorites
Создание сайта: Copyright © 2007 группа «Энерго», г. Коломна

Новости

Эксклюзив

    В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ

    Аналитические обзоры

    Интервью

      Официальная армения

      • Президент Армении
      • Правительство Армении
      • Парламент Армении

      Посольство Армении в РФ

      • Посол Армении в РФ
      • Консульство Армении в РФ
      • Вопросы и ответы

      Армянская Апостольская церковь

      КУРСЫ ВАЛЮТ

      По данным ЦБ от 27/11/2009
      USD 386.19 arrow down
      RUB 13.35 arrow down
      EUR 582.41 arrow up

      ПОГОДА

      Загрузка...

       


      СПЕЦПРОЕКТЫ

      Шоу-биз

      Эрмине Ваанян

      Президента Армении просят «быть справедливым хотя бы в вопросах искусства»

      Сестры Кардашьян выпускают ювелирные украшения

      Сестры Кардашьян выпускают ювелирные украшения

      Все новости

      Подписаться на новости



      У России нет мотивации для изменения status quo на Южном Кавказе: интервью Гаянэ Новиковой

      print version      Blog

      У России нет мотивации для изменения status quo на Южном Кавказе: интервью Гаянэ Новиковой
       
      Интервью ИА REGNUM Новости с директором Центра Стратегического Анализа Spectrum Гаянэ Новиковой.

      После подписания армяно-турецких протоколов создалась новая ситуация, которая, по оценкам некоторых экспертов, была преждевременной в контексте отношений между народами, но не с точки зрения политического сознания руководства двух стран. По вашим оценкам, своевременно ли было начало процесса установления отношений между Арменией и Турцией и насколько оправдана его скорость? Считаете ли вы, что есть увязка между этим процессом и урегулированием нагорно-карабахского конфликта? Если есть, носит ли она декларативный характер?

      Начну со второй части вашего вопроса. Процесс нормализации отношений между государствами и народами всегда требует колоссальных усилий со стороны обществ, вовлеченных в конфликт. В случае армяно-турецких отношений произошло наложение двух факторов, которые по-разному были восприняты обоими обществами: Карабахская война и оказание Турцией поддержки Азербайджану были восприняты в армянском обществе как прямое продолжение политики Геноцида, осуществленной в конце XIX - начале XX века в Османской империи. Военная победа в войне за Нагорный Карабах явилась и большой моральной победой, поскольку, как показывают многочисленные социальные исследования, в армянском общественном сознании существует полная идентификация турок с азербайджанцами.

      Для турецкого общества и Геноцид армян, и нагорно-карабахский конфликт также оказались в одной плоскости: новое поколение турок не хочет нести ответственности за события почти столетней давности и морально не готово признать эту ответственность. Однако оно начало обсуждение трагических страниц своего прошлого, и может быть, спустя годы, будет готово к покаянию. В контексте же нагорно-карабахского конфликта оно пока не готово к прагматическому подходу на основе пересмотра шкалы приоритетов: этническая, культурная и религиозная солидарность с Азербайджаном и азербайджанцами является на сегодня доминантой.

      Так что, отсутствие упоминания нагорно-карабахского конфликта и карабахской проблемы в целом в подписанных армяно-турецких протоколах отнюдь не означает, что Турция меняет свои приоритеты. К сожалению, я вижу прямую связь между нормализацией турецко-армянских (а не армяно-турецких) отношений и урегулированием нагорно-карабахского конфликта.

      Таков, на мой взгляд, фон, на котором скачками развивается процесс нормализации двусторонних армяно-турецких отношений. Вопрос своевременности его начала во многом зависел от так называемой внешней среды. Поиск путей к нормализации был начат года три назад на уровне консультаций, то есть стороны понимали ненормальность отсутствия дипломатических отношений между государствами в современном мире. Скорость же, с которой этот процесс стал развиваться с апреля 2009 года, говорит о том, что руководство двух стран демонстрирует политическую волю к нормализации отношений, ожидая определенных политических дивидендов, и с этой точки зрения сама скорость может иметь оправдания. В то же время, мне не кажется, что в ситуации, когда обществам предстоит преодолеть колоссальный психологический барьер, стоит ожидать быстрого результата.

       Армянские политики, за исключением представителей коалиции власти, а также некоторые западные политологи указывают, что процесс нормализации армяно-турецких отношений отстранил на второй план вопрос международного признания Геноцида армян: страны, которые начали обсуждение вопроса целесообразности официального признания Геноцида армян в Османской империи, но еще законодательно не оформили его, уже не будут прилагать особых усилий для принятия определенных резолюций или законов. Есть мнение, что те же США оставили этот вопрос на рассмотрение ученых и историков, которые будут включены в армяно-турецкую научную подкомиссию. Каков ваш прогноз относительно этого процесса?

      Да, такие опасения есть. Скорее всего, "волна" принятия резолюций/законов о признании Геноцида армян на какое-то время спадет, поскольку все будут ожидать результатов дальнейших шагов основных действующих лиц - Армении и Турции, от модели поведения которых будет зависеть многое.

      К сожалению, фактор неожиданности сыграл свою негативную роль в отношениях Армения - Диаспора, поскольку в определенной степени сам процесс нормализации армяно-турецких отношений и, тем более, его скорость оказались неожиданностью для Диаспоры; она не приняла участие в обсуждении Протоколов, и фактически была "поставлена в известность". Как кажется, необходимо восстановить, продолжить и интенсифицировать координацию работы Армении и Диаспоры, которая, безусловно, прилагает колоссальные усилия для лоббирования вопроса официального признания Геноцида.

      Власти Армении утверждают, что подкомиссия не будет обсуждать факт Геноцида армян, а будет акцентировать внимание на последствиях резни, в том числе и вопросах возможной компенсации. Можно ли обсуждать последствия какого-либо факта, если одна из сторон не признает наличие самого факта?

      Маловероятно, что подкомиссии, если таковая будет создана, удастся остаться в рамках обсуждения последствий без обсуждения причин, их вызвавших. Замечу, что в последнее время в турецких научных кругах, обсуждающих проблему Геноцида, циркулирует идея о том, что события 1915 года - это преступление, и вопрос в том, что нужно определить его характер, то есть, является ли это преступлением против человечности, криминальным преступлением, военным преступлением, и так далее.

      Азербайджан "обиделся" на Турцию из-за ее инициативы в отношении Армении, и начал экономическое сотрудничество с Россией, тем самым поставив крест на планы реализации проекта NABUCCO. Можно ли этот разворот в сторону России считать определенным авансом для активизации ее действий в нагорно-карабахском конфликте?

      Я бы не стала выводить такую причинно-следственную связь. Азербайджан может позволить себе "обижаться" на Турцию не более пары недель, поскольку в противном случае это будет похоже на "сруб сука, на котором сидит". Очередной виток в развитии азербайджано-российских отношений - результат прагматичного подхода и трезвой оценки возможных последствий игнорирования российских интересов (что было наглядно продемонстрировано на примере Грузии). Начало с 2010 года продажи Азербайджаном газа в Россию свидетельствует, с одной стороны, о наличии противоречий с Турцией по вопросам цены за прокачку азербайджанского газа по турецкой территории, которые Азербайджан постарается всеми силами решить, и с другой - об осторожности азербайджанского руководства. Продажей некоторого объема газа России Азербайджан не может рассчитывать на то, что "перетянет" ее на свою сторону в нагорно-карабахском конфликте, хотя, безусловно, внешняя политика России во многом подчинена интересам ее энергетического сектора.

      России как никогда ранее необходимо постараться сохранить нейтралитет в нагорно-карабахском конфликте. После августовской войны 2008 года ее руководство сделало ряд заявлений и предприняло конкретные шаги, свидетельствующие о завуалированном намерении России активизироваться в нагорно-карабахском конфликте. Скорее всего, это вызвано стремлением минимизировать урон, нанесенный ее международному имиджу после скоропалительного признания независимости Абхазии и Южной Осетии, и демонстрацией способности к взвешенному подходу.

      Турция согласилась на строительство российского газопровода "Южный поток". Согласно существующему мнению, Россия обязалась в обмен в кротчайшие сроки решить карабахский конфликт. Так ли это? Насколько выгодно России скорейшее решение этого вопроса?

      Российско-турецкое сотрудничество выходит на уровень стратегического партнерства, однако нагорно-карабахский конфликт, к счастью, не является одним из его краеугольных камней. Увязки между прокладкой "Южного потока" и урегулированием нагорно-карабахского конфликта я не вижу. Скорейшее же решение конфликта лишает Россию одного из механизмов манипулирования как Арменией, так и Азербайджаном. Кроме того, есть некоторые спекуляции относительно того, что при урегулировании конфликта газопровод NABUCCO может быть проложен по территории Армении. России выгодно сохранение существующего status quo и в зоне конфликта, и в армяно-азербайджанских отношениях.

      Как долго продержится нынешний status quo на Южном Кавказе? Что может послужить катализатором его изменения?

      Сложившийся по итогам августовской войны status quo продержится долго в силу следующих обстоятельств:

      - Россия достигла своих долгосрочных целей. Она окончательно сняла даже виртуальную угрозу со стороны Грузии и юридически оформила свое присутствие в двух практически полностью управляемых государственных образованиях - Абхазии и Южной Осетии, имеющих стратегическое расположение; кроме того, она впервые после длительного периода времени продемонстрировала миру готовность защищать свои стратегические интересы, в том числе и жесткими методами. У нее нет мотивации для изменения status quo.


      - Грузия вряд ли даже в среднесрочной перспективе может предпринять очередную попытку восстановить свою территориальную целостность, поскольку у нее нет достаточных военных, политических и экономических сил/рычагов для внесения изменений в status quo;

      - Азербайджан может пойти на возобновление боевых действий в зоне нагорно-карабахского конфликта либо при резком ухудшении внутриполитической ситуации, либо при появлении у азербайджанского руководства надежды на успешный блицкриг в случае нарушения военно-политического баланса в зоне конфликта.

      - Армению сложившийся в регионе status quo вполне устраивает, поскольку ее уровень участия в региональных процессах качественно изменился.

      23 ноября 2009 13:49