23.02.11
11:55
Арабский бунт

В событиях, сотрясающих Ближний Восток, каждый хочет видеть подтверждение собственных политических идеалов. Ахмадинежад утверждает, будто это продолжение исламской революции, хотя ни в Египте, ни в Ливии, ни в Тунисе исламисты не были организаторами народных волнений. Наоборот, в самом Иране прошли небывалые антиправительственные демонстрации.

Запад и российские либералы пытаются разглядеть в этих событиях стремление народа к демократизации. Проводят даже аналогии с падением просоветских режимов в Восточной Европе. Сравнение, мягко говоря, некорректное. В странах Варшавского договора к концу 80-х гг. социализм держался на советской военной силе. Не стало СССР, и марионеточные режимы распались, подобно карточным домикам. На Ближнем Востоке нет ничего похожего. А главное, восточноевропейские народы давно хотели демократии, они до нее доросли, выстрадали и в конце концов получили.

Арабскому миру чужда американо-европейская модель демократии. И Ирану тоже. Говорят, когда последнего иранского шаха спросили, почему он не введет у себя шведскую модель, если лично ему она нравится, он ответил: «Потому что мои подданные – не шведы». Быль это или анекдот, но арабские народы (как и иранцы) до сих пор «не шведы». И нельзя из полуфеодального, даже родо-общинного, - как у некоторых ливийских племен, - строя прыгнуть в демократию. Не хочется разочаровывать либералов, но в данном случае они выдают желаемое за действительное. Ошиблись и те, кто пытался усмотреть в этих событиях чей-то шпионский заговор: нет никакой логики в том, чтобы одновременно избавиться от таких непохожих фигур, как Мубарак и Каддафи.

Суть дела, – как представляется, – в том, что арабские страны, во-первых, так и не смогли до сих пор найти свое место в быстро меняющейся мировой экономике. То одна страна, то другая время от времени заявляла, что собирается соскочить с нефтяной иглы и заняться модернизацией, но общая инертность, бюрократизм, коррупция, борьба кланов не позволили это сделать. Благодаря нефти можно было бы отчасти решить проблему бедности, но и этого сделать не удалось все по тем же причинам. В арабских странах появляются талантливые ученые, инженеры, но из-за невозможности реализовать себя на родине они эмигрируют. В результате, не формируется средний класс. Некоторые арабские интеллектуалы приезжают домой, мечтая как-то использовать усвоенные за границей идеи, но на родине другие традиции, другой менталитет, их соотечественники «не шведы».

Похоже на Россию, правда?

А вот еще одно сходство. Россия испытывает чувство национального унижения из-за потери статуса супердержавы, равной Соединенным Штатам. У арабского мира тоже есть свой комплекс, - поражение в многолетней борьбе с Израилем. Сбросить его в море они так и не смогли.

Пытаясь решить все эти проблемы, арабский мир перепробовал несколько идеологий. Сначала – идеология светского, революционного панарабизма. Не получилось. Последним ударом по этой идеологии стал раскол, когда одни арабские страны поддержали Запад в войне с Ираком, а другие встали на сторону Багдада. Именно после падения Саддама, летом 2003 г. Каддафи заявил: «Арабы потерпели поражение в национальной борьбе. Эпоха арабского национализма завершена».

Увлечение исламизмом, - то есть вера, будто возвращение к религиозной морали средневекового ислама поможет решить все проблемы, - тоже забуксовало. Ведь перед глазами арабов пример Ирана и Афганистана. Хомейни обещал построить «новую исламскую экономику» и вывести страну из нефтяной зависимости, но не смог. Талибы вообще ввергли свою страну в хаос. Хизбалла в Ливане ввязалась в очередную гражданскую войну. ХАМАС, едва придя к власти в Газе, довел своих граждан до гуманитарной катастрофы.
 
Что же остается?

Остается то, что мы в России называем государственным патернализмом. Это традиционное, консервативное мировоззрение. И там, где оно работает (лучший пример – Саудовская Аравия), пока ситуация сравнительно спокойна, хотя проблема экономической отсталости остается. Консерватизм, патернализм до последнего времени обеспечивал относительное спокойствие и в Северной Африке, но как только власть оказалась не в состоянии дать каждому привычный нищенский кусок хлеба, она потеряла легитимность.
Накопившаяся агрессия, обида, ненависть не только к властям, но и друг к другу, - все это вырвалось наружу. Противники и сторонники Мубарака с диким ожесточением избивали  вчерашних соседей, точно таких же бедняков.   И в Ливии мы видим то же самое, только здесь жестокость толпы натолкнулась на еще большую жестокость Каддафи.

Нынешняя «революционная» волна – это не стремление к демократии, не исламизм и даже не тоска по сильной руке. Это бунт людей, которые не могут выбраться из нищеты, испытывают чувство национального унижения и разочаровались во всех «-измах», включая даже религию. Они не знают, как жить дальше, и они не смогут жить дальше, если остальной мир не будет их кормить.

Поэтому радоваться здесь нечему. Разве только тому, что у нас в России есть еще немного времени, чтобы избежать такой же судьбы.

Григорий Меламедов, Институт востоковедения РАН специально для РИА Новости

Загрузка...
Загрузка...

 
 


Лера Кудрявцева VS Ким Кардашян

Лера Кудрявцева VS Ким Кардашян


По данным ЦБ от 02/03/2011
366.08
496.51
12.52

Джинсовый велосипед Levi’s

HAYINFO.RU on Facebook

Посол Армении в РФ
Консульство Армении в РФ

 

Все права защищены © 2006-2011. При полном или частичном использовании материалов ссылка на "Hayinfo.ru" обязательна. Информационно-аналитический портал Армении
Изображение 11 из 47