HTML Код:

Любой продукт человеческой деятельности, любое производство может стать и становится его оружием: от продуктов питания до бензоколонок. Любая антиутопия может сбыться. Это касается всего человечества, планеты в целом.

Урегулирование нагорно-карабахского конфликта видится в плоскости традиционных аспектов безопасности, таких, например, как военная безопасность, политические аспекты безопасности (статус, международные гарантии и т.п.).

Между тем ряд происходящих в мире тенденций показывают, что в XXI веке угрозы в традиционных аспектах безопасности будут отнюдь не самыми главными вызовами, с которым придется столкнуться государствам. Постепенно актуализируется такой аспект безопасности, как экологическая безопасность, особенно ее водная составляющая. Проблема воды уже является серьезной политической проблемой и причиной конфликтов в ряде регионов планеты.

Суть водной безопасности заключается в гарантированном обеспечении необходимых объемов воды для удовлетворения личных нужд населения и потребностей экономики. На сегодня Нагорно-Карабахская Республика в состоянии практически полностью обеспечить собственную экологическую безопасность и ее водную составляющую. В данном контексте ключевую роль играют Карвачарский (Шаумяновский) и Кашатагский районы.

Суть проблемы в том, что территория Нагорного Карабаха в пределах административных границ бывшей ИКАО является весьма уязвимой с точки зрения воздействия на водные ресурсы. Уязвимость имеет климатический и политический компоненты. Климатическая особенность заключается в том, что почти все реки, берущие начало непосредственно в пределах бывшей ИКАО в жаркий сезон практически пересыхают.

К примеру, в жаркий сезон среднегодовой расход воды реки Каркар составляет менее 30 л/с. Климатическая составляющая усугубляется и тем, что в Нагорном Карабахе происходит потепление климата. Наиболее ярко это проявляется на климате столицы НКР. Температура в Степанакерте, которая кстати, практически совпадает с температурой в центральной части Нагорного Карабаха за последние три десятилетия повысилась на +1,2°С, что достаточно высокий показатель. Потепление климата оказывает наиболее ощутимое влияние на экономику НКР, особенно на сельское хозяйство, особенно в жаркие месяцы года.

Повышение температуры в жаркие месяцы в некоторых случаях даже превосходят аналогичные годовые показатели. Так, за последние 33 года средняя температура в августе повысилась аж на 3,2°С, а в сентябре - на 1,6°С. Кстати, наиболее острые проблемы с водой в НКР имеют место именно в эти месяцы. Между тем, имеющее место потепление климата именно в жаркие месяцы года непосредственно воздействует на водные ресурсы республики.

Что касается рек Нагорного Карабаха, то между уровнем воды в реках и температурой воздуха имеется обратная пропорциональность. Для получения более наглядной картины, ниже приводятся данные уровня воды в крупнейших реках Нагорного Карабаха, берущих начало в пределах административных границ бывшей ИКАО - Каркар и Ишханагет за период с 1930 по 1980 гг. К сожалению после 1988 года до сих пор замеры уровня рек в Карабахе не производились. А данные о замерах между 1980-1987 гг. находятся в Баку. Однако практически все утверждают, что уровень рек в 90-х годах и сейчас намного ниже уровня 1980-х годов.

Как видно из нижеприведенных данных (см. таблицу), уровень воды в реках Каркар и Ишханагет достаточно сильно упал. Так, за 50 лет высший уровень Каркара упал на 11 см, а низкий - аж на 37,2 см (27,3%). Тоже самое и с Ишханагетом. Высший уровень этой реки за почти 20-летний период упал на 7,5 см, а низкий - на 7 см. На данном этапе, по всей видимости, падение уровня еще больше, особенно принимая внимание уже приведенные данные относительно увеличения температуры воздуха. Население нашей республики непосредственно на себе ощущает уменьшение водных ресурсов. Жители НКР все еще помнят о засухе 2001 года. В августе 2001 года, например, вода в реке Гайбалу, одного из главных источников водоснабжения Степанакерта, снизилась в 4 раза. В результате некоторых районах столицы вода не подавалась в течении многих дней.

В данном контексте Карвачарский и Кашатагский районы приобретают жизненно важное значение для обеспечения водной безопасности НКР. Среднегодовой сток основных рек бывшей ИКАО (Тертер, Хачен, Каркар, Ин-джа, Варанда, Хонашен, Козлучай, Ишханагет и др.) составляет 942,3 млн. м3.

Аналогичный показатель основных рек Карвачарского и Ка-шатагского районов (Акера, Воротан, Вохчи, Черакен, Ахавно, Лев, Тутхун и др.) составляет 2588,5 млн. м3. По среднегодовому стоку основных рек Кашатагский и Карвачарский районы превышают аналогичный показатель рек бывшей ИКАО в 2,7 раза. Это не считая вод Аракса, среднегодовой расход воды которого в пределах НКР достигает 6,7 млрд. кубометров.

Но дело не заканчивается лишь физическим объемом поверхностных гидроресурсов этих двух районов. В данном контексте необходимо учитывать и роль водных ресурсов в обеспечении продовольственной безопасности НКР. Учитывая нормы потребления воды, для обеспечения собственной продовольственой безопасности и питьевых нужд населения НКР в 200 тыс. человек нужно максимум 355 млн. м3 воды в год (330 млн. м3 для обеспечения продовольственной безопасности и 21,9 млн. м3 - для удовлетворения питьевых нужд населения). Это составляет всего лишь немногим больше 59% от объема Сарсангского водохранилища и 37,6% от среднегодового стока основных рек бывшей ИКАО.

Однако и водные ресурсы в пределах бывшей ИКАО весьма уязвимы. Дело в том, что львиная доля гидроресурсов в бывшей ИКАО берет свое начало за ее административными пределами. Так, из 942,3 млн. м3 среднегодового стока основных рек бывшей ИКАО, 785,9 млн. м3 (83,4%) приходится на Тертер и Хачен, которые берут начало в пределах Карвачарского района.

При этом в Карвачарском районе образуется 81% среднегодового стока Тертера. Это очень серьезный рычаг воздействия на НКР, который делает республику очень уязвимой перед внешним давлением. Поэтому в случае потери этого района водная безопасность НКР будет под реальной угрозой. Оставшиеся 16,6% (156,4 млн. м3) не в состоянии даже обеспечить половину необходимого объема воды для удовлетворения нужд населения страны и обеспечения ее продовольственной безопасности. К тому же, нельзя забывать о том, что практически все реки, берущие начало непосредственно на территории бывшей ИКАО высыхают в летнее время.

В данном контексте вопрос о статусе территории Карвачарского и Кашатагского районов становится вопросом самого существования Нагорно-Карабахской Республики. В советское время, особенно после прихода к власти Гейдара Алиева в 1969 году, бакинские власти уже проводили политику гидротеррора по отношению к бывшей ИКАО, в результате которого Нагорный Карабах, традиционно славившийся своей экологией и занимавший первое место в СССР по числу долгожителей на душу населения, стал лидером в Закавказье по заболеваемости раком.

Поэтому, если Азербайджан снова получит возможность применять гидротеррор по отношению к Нагорному Карабаху, то ни в коем случае нельзя полагать, что это не будет сделано. Но в данном случае последствия будут катастрофическими не только потому, что могут быть отравлены основные реки Карабаха - Тертер и Хачен, но под угрозой окажется и водная безопасность Армении, так как в Карвачарском районе берут начало реки Арпа и Воротан, которые среди прочего играют ключевую роль в спасении основного источника воды Армении - озера Севан.

Кстати, у Азербайджана имеется достаточно большое количество биологического и химического оружия. Например, в сентябре 2005 года Азербайджан передал США более 60 образцов смертельно опасного бактериологического оружия на проверку. Эти вещества американский военно-транспортный самолет доставил на военную базу Довер в штате Делавэр. При этом азербайджанские власти точно даже не знают где находятся радиоактивные вещества на территории собственного государства. Так, директор

Института радиационных проблем Национальной академии наук Азербайджанской Республики Адиль Гарибов заявил следующее: «Сейчас, по прошествии 15 лет, можно говорить, что многие источники радиации утеряны, и это вызывает большое беспокойство в разных странах. Например, в соседней Грузии в прошлом году был найден целый радиоизотопный генератор, который вызвал большое беспокойство в международных организациях.

Потому что это мощный источник. Есть большая вероятность, что такие же генераторы, опасные для здоровья населения, можно обнаружить и на территории Азербайджана... У нас в стране находились воинские части, которые располагали разного рода радиоизотопными источниками, может быть, и они сегодня лежат где-нибудь... Попади они в руки террористов, и на их основе могут быть изготовлены «грязные» бомбы и другие предметы для совершения терактов». Думается, комментарии здесь излишни.

Поэтому в процессе разрешения нагорно-карабахского конфликта необходимо приложить все усилия для того, чтобы при урегулировании ни в коем случае не нарушалась экологическая безопасность НКР, особенно ее водная составляющая. Фактически от степени обеспечения экологической безопасности НКР зависит безопасное существование армянского народа на своей исторической территории.

К тому же разрешение такого трудного конфликта, как нагорно-карабахский требует действительно всеобъемлющего подхода. Необходимо решить все вопросы, чтобы если не снять все вопросы, то хотя-бы свести к минимуму вопросы, которые в будущем могут провести к дальнейшим трениям. Именно к таким вопросам и относится обеспечение экологической безопасности НКР, в частности ее водной составляющей.
/noravank.am  Давид Бабаян


 

Выделить

Как это выглядит:
Урегулирование нагорно-карабахского конфликта в плоскости экологической безопасности
18 июня 2008 10:45

Любой продукт человеческой деятельности, любое производство может стать и становится его оружием: от продуктов питания до бензоколонок. Любая антиутопия может сбыться. Это касается всего человечества, планеты в целом.

Урегулирование нагорно-карабахского конфликта видится в плоскости традиционных аспектов безопасности, таких, например, как военная безопасность, политические аспекты безопасности (статус, международные гарантии и т.п.).

Между тем ряд происходящих в мире тенденций показывают, что в XXI веке угрозы в традиционных аспектах безопасности будут отнюдь не самыми главными вызовами, с которым придется столкнуться государствам. Постепенно актуализируется такой аспект безопасности, как экологическая безопасность, особенно ее водная составляющая. Проблема воды уже является серьезной политической проблемой и причиной конфликтов в ряде регионов планеты.

Суть водной безопасности заключается в гарантированном обеспечении необходимых объемов воды для удовлетворения личных нужд населения и потребностей экономики. На сегодня Нагорно-Карабахская Республика в состоянии практически полностью обеспечить собственную экологическую безопасность и ее водную составляющую. В данном контексте ключевую роль играют Карвачарский (Шаумяновский) и Кашатагский районы.

Суть проблемы в том, что территория Нагорного Карабаха в пределах административных границ бывшей ИКАО является весьма уязвимой с точки зрения воздействия на водные ресурсы. Уязвимость имеет климатический и политический компоненты. Климатическая особенность заключается в том, что почти все реки, берущие начало непосредственно в пределах бывшей ИКАО в жаркий сезон практически пересыхают.

К примеру, в жаркий сезон среднегодовой расход воды реки Каркар составляет менее 30 л/с. Климатическая составляющая усугубляется и тем, что в Нагорном Карабахе происходит потепление климата. Наиболее ярко это проявляется на климате столицы НКР. Температура в Степанакерте, которая кстати, практически совпадает с температурой в центральной части Нагорного Карабаха за последние три десятилетия повысилась на +1,2°С, что достаточно высокий показатель. Потепление климата оказывает наиболее ощутимое влияние на экономику НКР, особенно на сельское хозяйство, особенно в жаркие месяцы года.

Повышение температуры в жаркие месяцы в некоторых случаях даже превосходят аналогичные годовые показатели. Так, за последние 33 года средняя температура в августе повысилась аж на 3,2°С, а в сентябре - на 1,6°С. Кстати, наиболее острые проблемы с водой в НКР имеют место именно в эти месяцы. Между тем, имеющее место потепление климата именно в жаркие месяцы года непосредственно воздействует на водные ресурсы республики.

Что касается рек Нагорного Карабаха, то между уровнем воды в реках и температурой воздуха имеется обратная пропорциональность. Для получения более наглядной картины, ниже приводятся данные уровня воды в крупнейших реках Нагорного Карабаха, берущих начало в пределах административных границ бывшей ИКАО - Каркар и Ишханагет за период с 1930 по 1980 гг. К сожалению после 1988 года до сих пор замеры уровня рек в Карабахе не производились. А данные о замерах между 1980-1987 гг. находятся в Баку. Однако практически все утверждают, что уровень рек в 90-х годах и сейчас намного ниже уровня 1980-х годов.

Как видно из нижеприведенных данных (см. таблицу), уровень воды в реках Каркар и Ишханагет достаточно сильно упал. Так, за 50 лет высший уровень Каркара упал на 11 см, а низкий - аж на 37,2 см (27,3%). Тоже самое и с Ишханагетом. Высший уровень этой реки за почти 20-летний период упал на 7,5 см, а низкий - на 7 см. На данном этапе, по всей видимости, падение уровня еще больше, особенно принимая внимание уже приведенные данные относительно увеличения температуры воздуха. Население нашей республики непосредственно на себе ощущает уменьшение водных ресурсов. Жители НКР все еще помнят о засухе 2001 года. В августе 2001 года, например, вода в реке Гайбалу, одного из главных источников водоснабжения Степанакерта, снизилась в 4 раза. В результате некоторых районах столицы вода не подавалась в течении многих дней.

В данном контексте Карвачарский и Кашатагский районы приобретают жизненно важное значение для обеспечения водной безопасности НКР. Среднегодовой сток основных рек бывшей ИКАО (Тертер, Хачен, Каркар, Ин-джа, Варанда, Хонашен, Козлучай, Ишханагет и др.) составляет 942,3 млн. м3.

Аналогичный показатель основных рек Карвачарского и Ка-шатагского районов (Акера, Воротан, Вохчи, Черакен, Ахавно, Лев, Тутхун и др.) составляет 2588,5 млн. м3. По среднегодовому стоку основных рек Кашатагский и Карвачарский районы превышают аналогичный показатель рек бывшей ИКАО в 2,7 раза. Это не считая вод Аракса, среднегодовой расход воды которого в пределах НКР достигает 6,7 млрд. кубометров.

Но дело не заканчивается лишь физическим объемом поверхностных гидроресурсов этих двух районов. В данном контексте необходимо учитывать и роль водных ресурсов в обеспечении продовольственной безопасности НКР. Учитывая нормы потребления воды, для обеспечения собственной продовольственой безопасности и питьевых нужд населения НКР в 200 тыс. человек нужно максимум 355 млн. м3 воды в год (330 млн. м3 для обеспечения продовольственной безопасности и 21,9 млн. м3 - для удовлетворения питьевых нужд населения). Это составляет всего лишь немногим больше 59% от объема Сарсангского водохранилища и 37,6% от среднегодового стока основных рек бывшей ИКАО.

Однако и водные ресурсы в пределах бывшей ИКАО весьма уязвимы. Дело в том, что львиная доля гидроресурсов в бывшей ИКАО берет свое начало за ее административными пределами. Так, из 942,3 млн. м3 среднегодового стока основных рек бывшей ИКАО, 785,9 млн. м3 (83,4%) приходится на Тертер и Хачен, которые берут начало в пределах Карвачарского района.

При этом в Карвачарском районе образуется 81% среднегодового стока Тертера. Это очень серьезный рычаг воздействия на НКР, который делает республику очень уязвимой перед внешним давлением. Поэтому в случае потери этого района водная безопасность НКР будет под реальной угрозой. Оставшиеся 16,6% (156,4 млн. м3) не в состоянии даже обеспечить половину необходимого объема воды для удовлетворения нужд населения страны и обеспечения ее продовольственной безопасности. К тому же, нельзя забывать о том, что практически все реки, берущие начало непосредственно на территории бывшей ИКАО высыхают в летнее время.

В данном контексте вопрос о статусе территории Карвачарского и Кашатагского районов становится вопросом самого существования Нагорно-Карабахской Республики. В советское время, особенно после прихода к власти Гейдара Алиева в 1969 году, бакинские власти уже проводили политику гидротеррора по отношению к бывшей ИКАО, в результате которого Нагорный Карабах, традиционно славившийся своей экологией и занимавший первое место в СССР по числу долгожителей на душу населения, стал лидером в Закавказье по заболеваемости раком.

Поэтому, если Азербайджан снова получит возможность применять гидротеррор по отношению к Нагорному Карабаху, то ни в коем случае нельзя полагать, что это не будет сделано. Но в данном случае последствия будут катастрофическими не только потому, что могут быть отравлены основные реки Карабаха - Тертер и Хачен, но под угрозой окажется и водная безопасность Армении, так как в Карвачарском районе берут начало реки Арпа и Воротан, которые среди прочего играют ключевую роль в спасении основного источника воды Армении - озера Севан.

Кстати, у Азербайджана имеется достаточно большое количество биологического и химического оружия. Например, в сентябре 2005 года Азербайджан передал США более 60 образцов смертельно опасного бактериологического оружия на проверку. Эти вещества американский военно-транспортный самолет доставил на военную базу Довер в штате Делавэр. При этом азербайджанские власти точно даже не знают где находятся радиоактивные вещества на территории собственного государства. Так, директор

Института радиационных проблем Национальной академии наук Азербайджанской Республики Адиль Гарибов заявил следующее: «Сейчас, по прошествии 15 лет, можно говорить, что многие источники радиации утеряны, и это вызывает большое беспокойство в разных странах. Например, в соседней Грузии в прошлом году был найден целый радиоизотопный генератор, который вызвал большое беспокойство в международных организациях.

Потому что это мощный источник. Есть большая вероятность, что такие же генераторы, опасные для здоровья населения, можно обнаружить и на территории Азербайджана... У нас в стране находились воинские части, которые располагали разного рода радиоизотопными источниками, может быть, и они сегодня лежат где-нибудь... Попади они в руки террористов, и на их основе могут быть изготовлены «грязные» бомбы и другие предметы для совершения терактов». Думается, комментарии здесь излишни.

Поэтому в процессе разрешения нагорно-карабахского конфликта необходимо приложить все усилия для того, чтобы при урегулировании ни в коем случае не нарушалась экологическая безопасность НКР, особенно ее водная составляющая. Фактически от степени обеспечения экологической безопасности НКР зависит безопасное существование армянского народа на своей исторической территории.

К тому же разрешение такого трудного конфликта, как нагорно-карабахский требует действительно всеобъемлющего подхода. Необходимо решить все вопросы, чтобы если не снять все вопросы, то хотя-бы свести к минимуму вопросы, которые в будущем могут провести к дальнейшим трениям. Именно к таким вопросам и относится обеспечение экологической безопасности НКР, в частности ее водной составляющей.
/noravank.am  Давид Бабаян